пятница, 24 февраля 2012 г.

Раннее развитие имеет смысл?

В прошедшее воскресенье я побывала на встрече, организованной московским клубом "Умница".
Было очень приятно пообщаться с мамами и папами, чьи дневнички и записи в блогах практически ежедневно читаю, но, увы, в реальной жизни мы встречаемся редко. Особенно порадовало присутствие Марии и Романа.

Ведущими и лекторами на встрече были психологи, рассказывающие нам о "сенситивных периодах дошкольного детства" .
В лекции  довольно часто звучало словосочетание "сенситивный период" и в первые минут 5-10 мамы были в недоумении поскольку термин специфический, а раскрыли его содержание только в презентации к лекции "сенситивный период - наиболее благоприятный для развития чего - либо период.
Родители не могут повлиять на сенситивные периоды, поскольку они обусловлены природой, но мы обязаны о них знать, чтобы помочь ребёнку в развитии. На 90 % воспитание состоит из предусмотрительность родителей
20% качеств характера обусловлено генетически, а 80% формирует среда.


  • Для того чтобы ребёнок смог читать он должен овладеть речью.

- До 4,5 месяцев ребёнку всё равно на каком языке с ним разговаривают, ему важно КАК: интонация, тембр голоса, которому младенец пытается подражать.
- От 1 года до 2,5 лет ребёнок накапливает словарный запас и происходит это лавинообразно.
Ребёнок хочет очень многое сказать но из-за малого запаса слов и незрелости артикуляционного аппарата не может.
- 2,5 -3 года очень информативный этап развития речи с точки зрения информации  о ребёнке: малыш разговаривает сам с собой, проговаривает свои чувства, действия - родителям остаётся только слушать.
- 3,5 - 4 года ребёнок выражает просьбы, его речь осознанная и целенаправленная.
- В 4 года ребёнок начинает интересоваться буквами, активно их пишет, соединяя в слова.
- И лишь к 5- 6 годам проявляет желание научиться читать.
Все эти периоды довольно условны, поскольку каждый ребёнок уникален.
Мне как маме занимающейся по методикам "Умницы" данная часть лекции показалась немного  странной, поскольку один из принципов раннего развития "После трёх уже поздно", а по мнению лекторов ребёнок способен осознанно читать лишь к 6 годам. ( Содержание лекции расходится с политикой компании"Умница").
С другой стороны, уважаемые психологи отметили, что ребёнок может научиться читать в 2-3 года, но такое чтение - компенсаторное, т.е. за счёт других областей развития:
  • Восприятие порядка.
С рождения до 3 лет у ребёнка закладывается основа представлений об устройстве мира и главное в нерушимость определённых границ.
Соблюдение режима дня, все действия происходят в определённый период времени:
подъём - умывание - одевание - завтрак - прогулка - игры - обед - дневной сон - полдник - прогулка - занятия - ужин - игры - отход ко сну.
Особенно важно соблюдение режима  в 2 - 2,5 года.
Порядок в окружающей среде:
Едим только на кухне, там же находится посуда;
Чистим зубы и умываемся в ванной;
Игрушки в комнате, после игры необходимо навести порядок.
Вот здесь мы отметили, что наши дети, несмотря на свой возраст, достаточно педантичны и строго следят, чтобы всё было на своих местах и по порядку: на прогулке намочил  комбинезон -  в стирку, в сказке переставили героев местами - уже другая, неправильная сказка.
Порядок в отношении с окружающими:
Мы для своих детей - пример и должны помнить об этом, следить за своей речью и действиями.
Наши требования к ребёнку должны быть постоянными: нельзя сладкое до обеда ВСЕГДА, а не если бабушка приехала - значит можно.
Требования должны соответствовать здравому смыслу.
Требования должны быть конкретными: обговаривается ситуация: нельзя гладить животных на улице (бездомных), но можно бабушкину кошку.
Правила должны быть последовательны.
  •   Сенсорное развитие
Наиболее благоприятный период для Развитие органов чувств с рождения до 5,5 лет.
Зрительные - яркие чёткие игрушки и иллюстрации в книгах, чёткая форма предметов (может это мой бзик, но в магазине строго выбираю игрушки - заяц не может быть зелёным, а медведь - красным).
Слуховые  - музыка разных направлений, озвученные игрушки и наглядные  пособия, звуки природы, окружающие предметы. Важно обращать внимание громко тихо, какое впечатление производит звук.
Осязание  - разнофактурные предметы, развитие чувствительности пальцев и кожи: игры с крупами, познание предметов на ощупь: гладкий, шершавый, холодный, горячий...
Обоняние - восприятие запахов: запах продуктов, специй, цветов (растений), запахи окружающей природы, у каждого человека свой запах.
Вкус - горький, сладкий, кислый, солёный. 
  • восприятие маленьких предметов
Наиболее благоприятный период 1,5 - 2,5 года, ребёнку интересно то, что умещается в его ладошке, одновременно развивается мелкая моторика.
Игры с пуговицами, косточками, поиск фигурок от киндер - сюрпризов в крупе, сортировка фасоли и круп.
  •   Развитие движения и действий
Характерно для детей от 1 года до 4 лет.
Малыши познают окружающее пространство, учатся ходить, бегать, прыгать, лазать, брать мелкие предметы щипцовым захватом, зажимать в кулак, хлопать в ладоши. Развивается координация движений, ребёнок учится делать несколько действий одновременно - соотносить руку - ногу. Выполняют просьбы и  действие заданное взрослым.
  • Развитие социальных навыков
Наиболее активно развивается в возрасте от 2,5 до 6 лет.
В этот период ребёнок готов усваивать различные формы взаимодействия, важно научить его вежливому обращению к окружающим.   
Ребёнок учится взаимодействию с окружающими и главными учителями для него выступают родители.
Важно не только быть примером для своего малыша, но и проигрывать ситуации с дочкой или сыночком, моделировать различные ситуации в игре.

Главный источник знаний для наших детей от рождения до 6 - 7 лет ИГРА. Родителям важно помнить об этом и с учётом наиболее чувствительных периодов в развитии малыша передавать ему знания о многообразии окружающего мира. ИГРАЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ, и пусть время проведённое вместе приносит Вам радость, учитесь у своих деток и на время игры сами становитесь ДЕТЬМИ, только тогда Вы ощутите настоящую РАДОСТЬ от игры, которая принесёт пользу и Вам и Вашему малышу.



 

7 комментариев:

  1. Анонимный24.02.2012, 04:42

    Юлиания, по-моему "Умница" потихонечку начинает отходить от обучения чтению с пеленок. В последнее время они начали интенсивное продвижение других методик для чтения детей после 3 лет(Зайцев, Чаплыгин).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У них в планах создать Интернет - ресурс (сайт), объединяющий всех мам занимающихся ранним развитием, вне зависимости от методики.
      Про кубики Зайцева у "Умницы" впервые слышу:?

      Удалить
  2. Юль, спасибо! Еще раз почитала и кое-что вспомнила :)
    Только странно, что они все-таки обозначили планку изучения иностранных языков 1,5 года. я думала, что они лот 5-6 скажут :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, рада что смогла тебе своим постом освежить информацию.
      Про языки действительно благоприятный возраст в 1,5 - 2 года.
      Странно, что второй язык в 5 - 6 лет, ведь к этому возрасту практически полностью сформированы все познавательные структуры.

      Удалить
  3. Спасиб, Юлиания, интересный рассказ, читала у Маши и вот у вас еще разок :-) Как я поняла, вы сами не во всем согласны с психологами.Как я поняла, что если идти в разрез этим периодам, то результатов не будет или они будут малоэффектвиными, или же вовсе время упущено в каких-то случаях безвозратно?
    По мне так кажется, что эти периоды заложены самой природой, и психологи пришли к этим вывода методом наблюдения, я это к тому, что всему чему положено ребенок научится без особых усилий со стороны родителей и педагогов, лишь при наличии соответствующей среды. То есть если предоставить мир ребенка к исследованию без ограничений, то он возьмет от него то, что ему нужно в определенные периоды.Занимаясь ранним развитием, мы либо хотим ускорить эти процессы, либо усилить эффект.И если попадаем в нужный период, то все идет как по маслу,а если стопоррится значит не попали или опоздали.Родителям полезно знать эти периоды или вообщем достаточно быть очень внимательным к детям и они всегда подскажут в каком направлении нам двигаться:-)

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана, спасибо за комментарий. Я нигде в посте не писала, что не согласна с уважаемыми психологами. Я сама психолог и знание сенситивных периодов в жизни человека - основа нашей профессии, но я специализируюсь на школьной психологии. Я лишь отметила, что лекция психологов несколько странно звучит в стенах "Умницы".

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный18.11.2013, 05:28

    Может кому-то будет полезным :) Статья о сенситивном развитии детей...
    http://www.parentsweb.ru/education/chto-takoe-sensitivnye-periody-razvitiya-rebenka-doshkolnogo-vozrasta.html

    ОтветитьУдалить