пятница, 30 ноября 2012 г.

Раннее развитие - дань моде?

Незаметно прошёл целый год (или всего год) с момента создания моего блога. Этот год был очень насыщенным для нас с дочкой, хотя не всегда мы успевали делиться событиями своей жизни с нашими читателями и гостями.
Тема, которую мне хотелось бы осветить в этом посте очень важная и близкая для меня и не единожды я так или иначе затрагивала её в своих постах. А вернуться к ней вновь меня побудил конкурс объявленный нашими близкими друзьями и просто ОЧЕНЬ талантливыми  мамой Машей и дочкой Дашенькой (хозяевами блога  "Учимся играя"). Спонсорами конкурса выступили школа "Учимся играя", журнал "Счастливая мама".

Изначально отношение к раннему развитию у меня было двоякое, поскольку обучаясь в институте мы знакомились с различными подходами к развитию детей и деятельностью их авторов (система Монтессори, Вальдорфская педагогика) которые преподносились только как пригодные для работы с "особыми детьми", система Никитина для меня была неприемлема, а о Домане я никогда не слышала.
Когда дочке исполнилось примерно пол года мне коллеги подарили сертификат на покупку методик раннего развития, вот тогда я и начала усиленно штудировать интернет.
Начали мы с Чтения и Букваря компании "Умница". Слова  дочка смотрела с удовольствием, а вот листалки не все выдерживала. Но постепенно занятия прочно вошли в нашу жизнь. Мы погружались в английский, в 8 месяцев освоили пальчиковые краски ( к ужасу родственников, считавших, что я издеваюсь над ребёнком). Я сама гуманитарий, поэтому математику по Доману я рискнула ввести только в когда дочке исполнилось 9 месяцев. 
Все занятия я пыталась сделать интересными прежде всего себе, найти или придумать что - нибудь  увлекательное для каждого дня. 
Нашими бессменными помощниками в любой дороге были картинки и журналы с животными и предметами окружающего мира (серии "Маленького гения", "Мира на ладошке", GEOлёнок, Школа семи гномов). Мы любим книги о животных,  природе и можем сидеть с ними часами. Сравниваем рисунки и фото с реальными объектами, окружающими нас в повседневной жизни и на семейных вылазках в зоопарк, на природу или в путешествиях.
Примерно к году дочка стала демонстрировать результаты от наших развивающих игр со словами, но тут мы начали ходить в центр раннего развития,  занимающийся по системе Н.А. Зайцева и наше "чтение" прекратилось, точнее и по слогам мы не читали, и целыми словами перестали интересоваться.  
Как раз в этот период я впервые сознательно вывезла дочку в отпуск на море: сменили обстановку, а заодно и начали искать новые формы занятий, поскольку взять с собой пособия не было возможности запаслись уже на месте альбомами, маркерной доской, карандашами и т.д.   
Именно в первом отпуске мы освоили лепку из пластилина и обрывную аппликацию.
На листочках мы писали слова с названиями того, что увидели за день, а потом делали из них небольшие отчёты в альбомах. 
Математику мы изучали в натуральном виде: считали всех и вся. Там же  приобрели первые квадраты Никитиных и кубики "Сложи узор". Но тогда я просто составляла из частей квадрата различные фигурки, а из кубиков башенки.   Каково же было моё удивление, когда дочка к двум годам стала доставать эти части от квадратов и сама складывать их в пазы.
Долгое время Вика отказывалась работать в альбомах по творчеству, и лишь к 3 годам начала их активно использовать и теперь мы вместе придумываем как можно разнообразить наше творчество с шаблонами и без.
Очень часто мне приходится слышать, что раннее развитие нынче модно, но именно те кто отдают дань моде зачастую стремятся обучить своих детей как можно раньше читать, считать... Мамы составляют планы на каждый день и очень расстраиваются когда что - то не получается и в лучшем случае помаявшись забрасывают это занятие, жалея о потраченном времени и средствах. Либо усадив ребёнка в год за парту превращают его в полноценного ученика, забывая тем самым что ребёнку необходимо прежде всего играть и таким образом прививая малышу отвращение к учёбе.
Я никогда не ставила перед собой задачи научить дочку к 3 годам читать, считать, говорить на иностранном языке... Для меня главным было общение с дочкой, совместная игра, а карточки были лишь нашими помощниками для разнообразия досуга.
Я точно знаю, что мой ребёнок очень общительный, любознательный, любит творить, умеет отстоять свою позицию.
 Давно изучены вдоль и поперёк все пособия "Умницы", накоплено огромное количество дидактического материала, к которому мы периодически возвращаемся каждый раз находя какую - нибудь изюминку и открывая для себя информацию с новой стороны.
При хорошем расположении духа дочка помогает мне читать сказки на ночь - это для нас непоколебимый ритуал, где бы мы не находились, вечернее чтение - это святое. 
Сейчас учимся "писать буквы", и это полностью  Викина инициатива. Осваиваем новые технологии, пишем на планшете, там же изучаем математику и читаем отдельные слова, хотя я не поощряю увлечение компьютером.
Мы давно уже не имеем дела с карточками с точками (примерно пол года), но недавно на дне рождения "Умницы" Вика решила пример именно с точками, значит не зря я вкладывала "эти кружочки" и на развитие познавательных процессов наши занятия оказали самое прямое влияние.
Сейчас дочке уже три с половиной года, мы ходим в детский сад и на общение и поддержание интересов располагаем только несколькими часами вечером. Это время стараемся проводить разнообразно: играем на английском, рисуем, собираем пазлы или конструктор, читаем. И чем бы мы не занимались это всегда интересно и мне, и дочке, а что будет дальше покажет время.   

2 комментария:

  1. Юля, спасибо большое за участие в конкурсе!
    Мне очень понравились вот эти строчки
    "Мамы составляют планы на каждый день и очень расстраиваются когда что - то не получается и в лучшем случае помаявшись забрасывают это занятие, жалея о потраченном времени и средствах. Либо усадив ребёнка в год за парту превращают его в полноценного ученика, забывая тем самым что ребёнку необходимо прежде всего играть и таким образом прививая малышу отвращение к учёбе."

    Это действительно так бывает и ты права на все 100%, гоорвя, что часое главное совместная игра и получение удовольствия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, это тебе и "Толоке" спасибо за такой интересный конкурс, позволяющий нам переосмысливать пройденный путь и делиться своими мыслями.
      Было очень интересно вернуться к началу нашего обучения и вспомнить все его радости и горести. Увы, всего в одном посте не опишешь.

      Удалить